Чернобог
Чернобог – Бог Тьмы, Повелитель Нощи, Великий Разрушитель всего, чему вышел срок пребывания в Яви.
Всякое истощение и растворение, изменение и превращение происходят Силою Его. Всё сущее, дабы возродиться в Яви – в Уделе Белобога, проходит через Навь – Удел Чернобога. И нет рождения нового без смерти старого, и нет смерти старого без рождения нового. Нет начала без завершения, нет рождения без смерти, нет Деяния Белобога без Деяния Чернобога. И как нет иного Нерождённого, кроме Самого Все-Сущего Все-Бога Рода, так нет и иного Бессмертного кроме Него Одного.
Навь
Навь Темяная – Удел Чернобога – Мир Тайный, Сокрытый, Незримый. Мир сновидений и волшбы, Обитель Предков и бестелесных духов-навей. Мир, где прошлое – словно настоящее, таинственное Зазеркалье, несказанное Иное. Земные жители, во Яви живот свой длящие, страшатся Мира Мёртвых, не ведая, что поистине Живо всё, порождённое Все-Богом Родом. Ибо есть жизнь плотская, Явная, и есть жизнь Иная – Навная. Есть Красное Солнце Живых, и есть Рудяное Солнце Мёртвых. Есть раздольные поля Земли Родной, Солнцем залитые, и есть Велесовы Луга Закрадные (Загробные), за Рекой Смородиной, за Чёрным Мостом да за Мариным Пустырём, от глаз живых втайне сокрытые. Ибо от веку тако Самим Родом утверждено: есть Зримое, и есть Незримое; есть Ведомое, и есть Неведомое; есть Явное, и есть Сокрытое; и кто знает, где завершается одно, и где начинается другое? Хоть и разнятся Явь с Навью промеж себя, но друг друга насквозь пронизывают; хоть и бьются-ратятся Белобог с Чернобогом, но от веку вместе Коло вершат. Ведающим сие – во Знание, иным – в безумие. Извечное Коловращение всего сущего не останавливается ни на миг, даруя Мудрость Ведающим и стирая память иным, ведя Идущих Стезёю за Виднокрай и обрекая беспутных на горе-печаль, и поистине каждому даётся по мере его.
Мара
Мара (Морена) – Тёмный Лик Великой Матери, воплощение Смерти в женском обличьи. Как Белобог и Чернобог являют Собой два Полюса Мирозданья, так Жива и Мара – Ярая Весна и Хмарная Осень, Красное Лето и Белая Зима, Вода Живая и Вода Мёртвая – противостоят друг другу. Противостоят, оставаясь неразлучными, как Явь и Навь, как Жизнь и Смерть, как Рассвет и Закат, как Зорька Утренняя и Зорька Вечерняя. Они – Доля и Недоля, Среча (Встреча) и Несреча, Врата Жизни (материнское лоно) и Врата Смерти (погребальная крада и Лоно Матери Сырой Земли). Жизнь – это Дар, Смерть – это Жертва. Старое приносит себя в жертву новому, из отжившего произрастает росток новой жизни. Умирая, ты делаешь шаг к Возрождению, к Преображению, Волшебному Переходу на новый уровень Бытия. Поэтому Ведающие не страшатся Мары, учась у Неё жить, и Она открывает пред ними Свои Звёздные Дороги, ведущие ко Неведомым Чертогам, и несть сим Дорогам ни начала, ни конца…
Кощьный Бог
Кощный Бог (Кощей) – Лик Чернобога – Владыка Смерти, Зимы и Хлада, Божественный Супруг Мары, Владыка Обители Мёртвых, Властитель Подземья, Навий Князь. Тако же Он – Хранитель Вод Подземных, ходов тайных да пещер ледяных. Чертоги Его – укромны, богатства Его – огромны, свита Его – без числа; Кощей – Бог Зимнего Сна. Рекут тако же, что в обличии Кощеевом предстаёт Сам Вещий Бог – Велес Премудрый, летом – Дородный да Ярый, зимою – Кощный да Хладный. Всю зиму Он во лесах ворожит – Тайный Огнь под корой дерев сторожит. Весною – с сугробами тает, Своё обличье меняет, лютыми змеями распрядается, вешними водами разливается – Землю-Матушку оплодотворяет, дабы принесла она во срок свой богатый Урожай – всяку животу на страву, а Богам Родным во славу!
Ящер
В глубоком Подземьи, где непроглядная Тьма и вечная Нощь, в сокрытых пещерах под корнями гор таится Могучий Ящер – всем змеям Древний Пращур. Сторожит он клады несметные – богатства заветные. Земле-Матушке по весне – Зарод чинит, на Небеса из щелей каменных хмуро глядит. Солоны от ядовитой слюны Его все земные моря, и ярится Сам Перун-Громовержец, прочь из Яви Стрелами-Молоньями Своими Его гоня. Когда шевелится-ворочается Ящер в Подземьи, тогда дрожь сотрясает Землю, и оттого покрывается она оврагами да буераками, ямами да падями. И открываются в ней провалы чёрные, бездонные, Небесам отверстые. И проливаются Хляби Небесные на Землю дождями, и пробиваются воды подземные из-под каменья чёрного родниками, и становятся те провалы синеокими озёрами, и как в зеркало глядятся в них Небеса, Звёздными Очами своими дива дивные во глубинах их прозревая.
Нощь
Нощь – пора чудес и волшебства, древних кощун и сказаний, когда Врата Нави отверсты в Явь. Это время, когда сведущие люди величат Тёмных Богов, творят Кощную Потвору и общаются с бесплотными духами, торя Стези в Ино. Тако же нощь – время безумства и вдохновения, печали и томления, сказок и снов, очарованных мечтаний и несказанных слов, кои тихо развеются поутру – как предутренний туман на ветру.
Месяц
Месяц Ясный – Светоч Нощи – Лодья Велесова, по Небесной Сини плывущая во Ино, а во черёд свой возвращающаяся обратно. Корабль Мёртвых, не имеющий кормы, везущий души умерших в Навь и будущих новорождённых в Явь. Небесная Чара с Напитком Бессмертия , убывающая и наполняющаяся во срок свой… Тако же Месяц величают Серпом Мары, коим Чёрная Мать сечёт Покутные Нити (Нити Судеб) всего живого, когда приходит тому срок. Ещё Месяц называют Рогами Небесной Коровы Земун, вскормившей Своим Молоком Юных Богов на Заре Мира.
Зима
Зима – Нощь Года – Кологодный Удел Чернобога. О сию пору Тёмные Боги владычествуют на Земле, и «обмирает» до весны вся Природа, и тяжёлые снежные тучи застят Небеса. И людям кажется порой, будто навсегда оставили Светлые Боги попечением Своим земную Явь, и Трисветлому Даждьбогу вечно томиться в ледяном плену Мары, и не разбудить Его, зачарованного долгим колдовским сном, зовущим Его Светлым Собратьям…
Обряды
Обряды, посвящённые Тёмным Богам, бывают, прежде всего: общие и частные, Кологодные и самостийные, величальные и обережные. Общие обряды проводятся в кругу сородичей Родноверов, частные – самостоятельно. Кологодные обряды всегда приурочены к той или иной точке Годового Круга, самостийные же – могут проводиться в любое время, по мере необходимости. На величальных обрядах Тёмным Богам воздают положенные Им почести и возносят должные хвалы. На обережных обрядах – просят, насколько сие возможно, отвести Недолю и всякое лихо, ограждая себя и сородичей, дом и двор, скот и приплод волшебными оберегами: чирами, чароставами (начертанными волховскими знаками) и особливыми заклинаниями. Совершаются обряды, посвящённые Тёмным Богам, чаще в вечерних сумерках либо в нощи, в отличие от дневных обрядов, посвящённых Светлым Богам. Хороводы на обрядах, посвящённых Тёмным Богам, водят противосолонь (против движения Солнца по Небу ), в отличие от хороводов, водимых посолонь (по Солнцу) во славу Светлых Богов. Требы Тёмным Богам всегда приносят «спустя рукава» – то есть не касаясь их голыми руками, но беря их через рукава, рушники либо рукавицы. Наиболее распространённый способ почитания Тёмных Богов – это принесение Им в требу сосуда с комьями сухой земли, разбиваемого о посвящённый Им Камень, огороженный с четырёх сторон либо обведённый обережным кругом. Духов-навей чтят, бросая им требы через левое плечо. Некоторые требы Тёмным Богам зарывают в Землю или топят в воде. При необходимости принесения требы через Огнь (не Небесный, но Пекельный!..), вырывают в Земле углубление и опускают туда поленья, выкладывая из них краду, на кою затем и возлагается треба. Во время некоторых особливых радений сведущие люди посредством тех или иных упражнений вводят себя в состояние особой восхищенности души и, оставляя на время свою плоть в Мире Яви, странствуют бесплотным духом по Миру Нави. Остальные же участники обряда стоят в это время, скрестив руки со сжатыми кулаками на груди – в позе обережной, дабы смерть тут раньше срока своего не принять. А деется всё сие во местах особых, о коих скажем далее.
Капища
Капища, посвящённые Тёмным Богам, ставятся на местах, где Токи Сил Земли и Неба явлены особым образом, по указанию людей сведущих. Чаще всего таковые места находятся в низинах, в тёмном лесу, близ стоячей воды, у подножья горы либо в местах, им подобных. Там могут находиться чёрные Камни, глубокие колодцы и ямы, сухие дерева и пни, а тако же – живые дерева определённых пород, такие как ель, осина и иные, силою своею им подобные. Капища, посвящённые Тёмным Богам, окружаются особым обережным кольцом (желательно изгородью), дабы Явь с Навью более положенного не единить – как Воду на Огнь не лить – Богов Родных тако произволом своим не гневить. Священные Изваяния Тёмных Богов, будь то Капищные Изваяния (собственно Капи) либо обережные обрядовые фигурки, вроде чучелка Мары-Зимы, сжигаемого на Масленицу, часто делаются с закрытыми либо завязанными глазами, ибо негоже живым раньше срока в Очи Смерти вглядываться – за Мироколицу, Родными Богами положенную, украдкой закрадываться.
Празднества
Кологодные Празднества, посвящённые Тёмным Богам, бывают Общеродовые и местные. Среди Общеродовых Празднеств, то есть тех, которые отмечаются большинством сородичей Родноверов независимо от места их проживания, выделяются, прежде всего: Марин День, Корочун и Кощеев День. Марин День – Начало Зимы – отмечается с первым снегом, который не растаял, но остался лежать на Земле, как правило, в середине груденя-месяца (ноября) . Корочун – Конец Года – отмечается в последний день перед Колядой, когда Кощный Бог «окорачивает» Кологод. Кощеев День – отмечается раз в четыре года (в високосный год) 29 лютеня-месяца (февраля), когда, по поверьям, Кощный Бог возвращает каждому человеку в виде всевозможных бедствий всё недоброе, что сотворил он за прошедшую четверицу лет. Тако же Тёмные Боги чествуются, в той или иной мере, на Коляду (в «День Рождения» Нового Солнца, когда во Тьме Зимнего Безвременья рождается Новый Год), в пору Велесовых Святок (когда по Земле свободно «разгуливают» духи-навии в окрутных обличиях ряженых), на Громницу (когда «Велес сшибает рог Зиме»), на Велеса Зимнего (когда творятся многие обережные обряды от Тёмных Сил), на Масленицу (когда, как уже говорилось ранее, сжигается чучелко Мары-Зимы), на Вешних и Осенних Дедов (когда совершаются тризны по Предкам), на Купалу (когда в воду – в жертву Ящеру приносится «невеста из теста»), а тако же – на праздновании некоторых других Кологодных Родноверческих Святодней. Местные Празднества, то есть те, которые отмечаются не повсеместно, у каждой Родноверческой Общины могут быть свои. Таковы, например, Чернотроп (отмечаемый с первым снегом, который вскоре, возможно, растает), Мороз (отмечаемый незадолго перед Колядой) и некоторые другие.
Материалы с сайта: http://velesovkrug.nm.ru/